Более года назад на вооружении якутских полицейских появились новые аппаратно-программные комплексы автоматической видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Предварительно они прошли испытания на трассах Якутска и доказали свою эффективность. Республика стала одной из первых в стране, где внедрили «АвтоУраган-МС» в эксплуатацию.

НЕДРЕМЛЮЩЕЕ ОКО

Несколько десятков тысяч километров составляет протяжённость автомобильных дорог Республики Саха (Якутия), в их числе есть и автозимники. Для обслуживания такой сети необходимы определённые условия, энерго- и иные ресурсы. А если взять во внимание, что в самом большом по площади регионе страны расстояние между отдельными населёнными пунктами может составлять 500 и более километров, кое-где нет сотовой связи и надёжного Интернета, линий электропередачи и освещения, то затраты вырастут ещё в десятки раз. Поэтому использование мобильных комплексов с их недремлющим и всеохватывающим оком весьма рационально и перспективно.

В чём особенность этого современного оборудования? Прежде всего системы имеют обзор 360 градусов. «АвтоУраган-МС» оснащён шестью встроенными камерами, которые автоматически непрерывно фиксируют происходящее вокруг патрульного автомобиля. Информация отражается на мониторе, расположенном в салоне транспортного средства. Все камеры комплекса имеют функцию идентификации номерных знаков.
— К примеру, есть ориентировка по угнанному авто. Инспектор в машине ДПС ведёт наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой, однако оно ограничивается возможностями человеческого зрительного аппарата. Даже если сотрудник не увидел разыскиваемое транспортное средство, стоящее где-то в стороне, «АвтоУраган-МС» благодаря камерам, работающим по всему периметру, заметит его своим «боковым зрением» и подаст сигнал, — поясняет инспектор отдельного специализированного батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) лейтенант полиции Фёдор Александров.

ЧЁТКО И БЕЗОШИБОЧНО

Вместе с напарником — старшим лейтенантом полиции Вячеславом Сазоновым — Фёдор Александров несёт службу на патрульном автомобиле, оборудованном комплексом. Обучение правоохранителей провели специалисты-разработчики. Инспекторы отмечают: особых сложностей не возникало даже в самом начале работы.

Преимущество оборудования и в том, что система эффективно функционирует при движении. Температурный режим, позволяющий камерам фиксации нормально работать, колеблется от -50 до +50 градусов. При этом устройство оснащено собственной системой очистки стёкол, а значит, ни снег, ни дождь камерам не помеха. К слову, такой температурный диапазон особенно важен для северного региона с суровым, резко континентальным климатом.

Полицейские уже оценили надёжность «АвтоУрагана-МС»: в морозы камеры не запотевают, не индевеют. Комплекс эффективен как в дневное, так и в ночное время благодаря интеллектуальной системе инфракрасной подсветки, не ослепляющей водителей.

В ходе подготовки этого материала экипаж ДПС наглядно продемонстрировал работу оборудования поздним вечером: на экране монитора можно было разглядеть лишь смутные очертания движущегося транспортного средства, но при этом государственный номерной знак идентифицировался и выводился абсолютно чётко и безошибочно. В какой-то момент при проезде очередного автомобиля поступил сигнал о прекращённой регистрации машины. Госавтоинспекторы проследовали за нарушителем. Остановили его и составили административный протокол, изъяв номерные знаки: эксплуатация такого авто запрещена.

ЗАФИКСИРУЕТ АВТОМАТИЧЕСКИ

Устройство может проверять транспортные средства по базам данных, различать марки и модели автомобилей. Комплекс распознаёт 944 типа знаков 94-х стран мира. При этом информация с камер хранится в памяти компьютера не менее 30 суток, а при наличии подключения к Интернету сведения автоматически передаются в центр обработки.

Используя многоцелевой радар последнего поколения, «АвтоУраган-МС» осуществляет измерение скорости на дальности до 60 метров сразу по нескольким полосам движения не только у попутных автомобилей, но и у транспортных средств встречного потока. Фиксируются и нарушения правил стоянки, остановки. Кроме того, в комплекс загружена база данных по автолюбителям, лишённым водительского удостоверения, а также утилизированных транспортных средств и снятых с учёта.
Командир отдельного специализированного батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) подполковник полиции Алексей Кривошеев, осуществляющий координацию работы «автоураганов», отмечает, что оборудование стало хорошим подспорьем в работе. За время его эксплуатации выявлены тысячи нарушений Правил дорожного движения.

НА ПРОДВИНУТОМ УРОВНЕ

Изначально после испытаний были приобретены пять аппаратно-программных комплексов. А осенью прошлого года якутским правоохранителям их передали ещё пять. Дислоцируясь в столице субъекта, патрульные машины, оборудованные «автоураганами», регулярно выезжают как на федеральные, так и на региональные трассы.

— Отрадно, что глава и правительство республики уделяют пристальное внимание вопросам повышения безопасности на дорогах. Неформально в регионе работает и Комиссия по БДД, осуществляется конструктивное сотрудничество Госавтоинспекции с Министерством транспорта и дорожного хозяйства, Управлением автомобильных дорог, другими заинтересованными ведомствами, — говорит начальник ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) полковник полиции Александр Архипов. — Сохранение жизней и здоровья участников дорожного движения — задача и забота наша общая, требующая консолидации усилий, новых современных подходов.

В советские годы инспектор ГАИ мог вполне обходиться жезлом и свистком, в редком случае имея в арсенале автомобиль или мотоцикл. Сегодня сотруднику ДПС надо не просто уметь заполнить протокол, но и владеть на продвинутом уровне навыками работы с компьютерной и иной техникой, уметь пользоваться базами данных, электронным документооборотом, различными специальными сервисами.
В правительстве Якутии и в республиканской Госавтоинспекции уверены, что внедрение современного и технологичного оборудования для надзора за дорожным движением повысит дисциплинированность водителей. А это, в свою очередь, будет способствовать предупреждению ДТП и увеличению уровня безопасности.

АВТОР: Елена Гуляева

ФОТО: Владимира Ощепкова